СКАЗКА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Сказка становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни чада и сопровождает его вплоть до подросткового возраста и имеет колоссальное воспитательное значение.

Она формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, развивает эмоциональную сферу и речь, пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка. Совместное чтение сказок помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Сказка помогает восприятию таких базовых философских понятий, как добро и зло, позволяет просто и доступно объяснить малышу разницу между плохим и хорошим.

Отношения между персонажами помогают понять причины поступков и их последствия, показывают прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые они попадают. Она учит  сопереживать, понимать другого человека. Именно поэтому значение сказки в воспитании детей так велико.

Сказка помогает формировать основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Комментарии, которые родители дают во время совместного чтения, очень важны при формировании нравственных ценностей ребенка, одним из которых является обязательная победа добра над злом. Ребенок,  идентифицируя себя с положительными героями, перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.

Объясняется и развивающее значение сказки, помогая развить такие важнейшие навыки, как коммуникативные и интеллектуальные.

При обыгрывании и проговаривании сказок тренируется артикуляционный аппарат и обогащается словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.

Многочисленные варианты использования сказочного материала позволяют ребенку полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.

Проживая сказочный сюжет, сказка позволяет ребенку видеть мир в его целостности, погружаться в мир удивительных персонажей, мир красочный, живой, наполненный звуками и красками.

Дошколята воспринимают вымысел как реальность. Они переносят все сказочные предметы в привычное окружение своей комнаты, дома, улицы, так как иного не могут себе представить. Это отличная тренировка интеллекта, так как самостоятельно придумать фантастический мир малышу очень сложно, его мышление предметно. Сказка, таким образом, становится первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение и одновременно – умение фантазировать.

Психологи рекомендуют использовать сказку для решения психологических проблем, избавления от страхов. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Малыш будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это – бесценный материал для внимательного, любящего родителя.

Категория: Мои статьи | Добавил: azaliyanabiullina (04.01.2020)
Просмотров: 89 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar