«Лучшая организация, осуществляющая свою деятельность в сфере экологического образования и воспитания детей и молодежи»
01.01.2020, 13:53

Всё хорошее в людях — из детства!

                                                                  Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                                                  Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                          Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                И росли, как цветы, малыши,

                                                                Чтоб для них экология стала

                                                              Не наукой, а частью души!

 

             Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требует от современного общества  понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологическая проблема связана с  неосознанным, бездумным взаимодействием человека с природой, окружающей средой. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая  проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо только при наличии в каждом человеке достаточного уровня нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Главной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте является воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

В соответствии с ФГОС ДО  главной задачей дошкольного образования является формирование духовно-нравственной личности.  Одной из важных сторон этого процесса является развитие экологической культуры дошкольников.

Экологическая культура предполагает наличие:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • положительных, эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира. 

Формирование экологических знаний и воспитание экологической культуры осуществляется по Основной образовательной программе МАДОУ «ЦРР – ДС «Радуга», в процессе реализации которой ещё с младших групп осуществляется знакомство детей с природой и с изменениями, происходящими в ней в разное время года. Приобретая определённые знания, у них формируются  реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Интерес к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах способствуют формированию у дошкольников таких черт характера, как патриотизм, любовь к окружающему миру, трудолюбие, уважение к труду взрослых.    Опираясь на определённый багаж знаний и умений детей, осуществляется экологическое воспитания дошкольников, формирование  у них экологической культуры. Основная образовательная  программа МАДОУ «ЦРР - ДС «Радуга» решает задачи, направленные:

•   в раннем возрасте  на практическое экспериментирование с разными материалами;

•   в младшем дошкольном возрасте  на развитие представлений об отдельных объектах живой и неживой природы и их свойствах: вода, воздух, песок, глина, камни, земля (почва); на развитие представлений о диких и домашних животных, комнатных (декоративных) и дикорастущих растениях; на развитие представлений о наиболее ярко выраженных сезонных и погодных  явлениях;

•   в старшем дошкольном возрасте на развитие и обогащение представлений детей о целостности природы Земли и о взаимосвязях ее компонентов: живых организмов между собой и с различными средами в ближайшем окружении и в других природных зонах (животные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т.п.); на развитие и обогащение представлений детей о приспособленности животных и растений к разным условиям местообитания; о круговоротах в природе; а также на формирование системы ценностей, основанной на непотребительском отношении к природе и понимании самоценности природы; бережного отношения к живой и неживой природе, воспитание навыков ресурсосбережения (беречь воду, свет, продукты питания и др.)

Работа в ДОУ по экологическому воспитанию организована в соответствии со следующими принципами:

  • системности - работа проводится последовательно и  систематично;
  • научности - информация преподносимая детям имеет научное обоснование;
  • соответствие возрастным особенностям;
  • интеграции  - взаимосвязь с другими образовательными областями;
  • единство работы с семьей – вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ.

Нашим дошкольным образовательным учреждением в 2018-2019  учебном году была обозначена следующая годовая задача «Углубить профессиональную компетентность педагогов ДОУ по формированию познавательно-экспериментальной деятельности с использованием ТРИЗ-технологий». Для решения этой задачи мы в своем дошкольном учреждении внедрили  методику проведения учебных исследований в детском саду по А.И. Савенкову. Эта методика  предлагает не давать детям знания в готовом виде, им представляется  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. Для самостоятельного исследования используются фартуки исследования в средних группах и  индивидуальные папки исследования в старших группах. Данные фартуки и папки имеют кармашки с «методами исследования» (подумай сам, спроси у специалиста, узнай из книги, посмотри в телевизоре, посмотри в интернете, позвони другу, проведи эксперимент), дети самостоятельно или  при помощи взрослого проводят исследования, собирают информацию, обобщают ее и готовят сообщения, собственные творческие, исследовательские доклады. Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию–важная задача нашего ДОУ.

      Эффективным средством внедрения исследовательской деятельности в образовательный процесс является не только развитие любознательности детей, но и создание развивающей предметно-пространственной  среды, способствующий исследовательской деятельности детей, в группе»:

• подборка энциклопедической литературы,

• карточки-схемы и материалы для опытов в центре экспериментирования;

• дидактические игры и упражнения,

• различные картотеки;

• различные коллекции (бумага, ткань, ракушки и пр.)

Наш детский сад уделяет большое внимание  проблеме экологического воспитания. За годы работы была создана система, которая направленна на формирование экологической культуры дошкольников, охватывающая  все виды детской деятельности. Эта система построена на тесном взаимодействии всех участников образовательных отношений согласно ФГОС ДО: дети-родители-педагоги. 

Экологическое воспитание дошкольников в детском саду осуществлялось в непрерывно- образовательной деятельности   по направлениям «Формирование целостной картины мира» и «Природа». Для расширения знаний и умений детей по этим направлениям в этом году  было разработано и внедрено в календарно-тематическое планирование- перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Воспитатели проводили опыты и эксперименты с детьми, которые прописывали в своем планировании.    Главной целью  экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.   

 Экологическое воспитание осуществлялось и  в свободной деятельности: режимные моменты, совместная деятельность детей и взрослых, опытно – экспериментальная и познавательно – исследовательская, прогулки, наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, дидактические, настольные и подвижные игры.

Для организации познавательно-исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности дошкольников работала ЭКО лаборатория. В ней есть  оборудование, которое использовалось педагогами в совместной деятельности с детьми для познавательно –исследовательской и экспериментальной деятельности (лабораторное оборудование для проведения опытов и экспериментов, энциклопедии, гербарии, коллекции камней, ракушек и др. природного материала, макеты природный зон, флорариумы, модель «Круговорот воды в природе», мобильная «Лаборатория в чемодане» (для наблюдений за погодой, ее  взаимосвязях и взаимозависимостях в природе),  интерактивные глобусы SKY,  интерактивный комплекс «Интерактивный стол-песочница «Домик»). Воспитанники групп вместе со взрослыми  посещали лабораторию, как в процессе организованной образовательной, так и для свободной поисково – экспериментальной деятельности. Педагогами ДОУ составлена картотека по опытно-экспериментальной деятельности, для дошкольников разработаны схемы, алгоритмы проведения различных опытов. Для воспитателей  ДОУ в "ЭКО лаборатории" проводились консультации и мастер-классы. Для родителей и гостей ДОУ практикуется проведение экскурсий в ЭКО лабораторию. Оборудование ЭКО лаборатории постоянно обновляется, так  в этом году была приобретена интерактивная песочница, благодаря которой занятия стали более увлекательны и  интересны детям. Также была приобретена цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Дети познакомились с такими понятиями  как температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность. Дети при помощи датчиков сравнивают показатели, полученные в ходе экспериментов.   В рамках деятельности «ЭКО лаборатории» была создана «Экологическая полиция», участниками которой являлись дети старшего дошкольного возраста. Целью создания этой службы  является формирование у детей элементарных навыков экологически грамотного и безопасного поведения, экономного отношения к природным ресурсам, бережного отношения к живой природе. В процессе деятельности у детей закладываются основы экологического сознания. Проводя рейды, играя, дети осваивают азы коллективной деятельности, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения, привлекать окружающих к участию в мероприятиях. Деятельность экологической полиции начинается с общего сбора  участников, где создаётся  штаб экологической полиции, выбирается капитан, обсуждается план предстоящего рейда по участкам и групповым помещениям. Подготовлены специальные знаки для членов экологической полиции: зеленые галстуки, экологические значки. В специальные папки с экологическим экраном заносятся показатели  состояния комнатных растений, соблюдения режима проветривания, экономного отношения к ресурсам (вода, электричество). Члены экологической полиции беседовали с детьми и педагогом группы. По окончании рейда подводились итоги обхода, сравнивались результаты и выставлялись оценки на экологическом экране.  В детском саду функционировала  «Экологическая тропа в ДОУ», состоящая из таких видовых точек: «Экологическое панно», «ЭКО лаборатория», живой уголок "Ребятам о зверятах", ландшафт "Озеро", планетарий, мини-огород, зона цветов "Цветочный город", диорамы "Времена года", макеты природных зон, Арктика с северным портом Сабетта. Организовывались экскурсионные посещения видовых точек воспитателями, родителями и воспитанниками ДОУ. Постоянно вели сбор информации для проведения экскурсий (загадки, потешки, художественные произведения, мини-викторины и т.д.).В зоне цветов "Цветочный город" дети учились ухаживать за растениями, составлен график дежурств по группам, благодаря которому дети организовано посещали эту зону и заносили в журнал информацию о проделанной работе.  Для самостоятельной деятельности по данному направлению во всех  группах созданы экологические мини-центры.

 Также  функционировала «Экологическая тропа на территории ДОУ», состоящая из различных видовых точек: «Лужайка встреч» - сказочный персонаж Ёжик,      «Уголок леса», «Эко-чум», «Альпийская горка», «Аллея выпускников», «Уголок Африки», «Тропа здоровья», «Сельский дворик», «Царство удивительных пеньков», «Территория безопасности», «Жужжащий, ползающий мир», «Птичий городок», «Лебединое озеро», «Флюгер», «Огород», «Летняя лаборатория-песочница». Создание «Экологической тропы»  важно потому, что дети имеют возможность чувствовать природу, её красоту и хрупкость, обмениваться впечатлениями, эмоциями и переживаниями и получать информацию о природе: о разнообразии видов растений и животных, о рукотворных и природных объектах. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.(Приложение 9) В этом году было приобретено очень значимое оборудование «Метеостанция», благодаря комплексу различных приборов, измеряющих погодные условия появилась возможно предсказывать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатели с детьми снимали данные с приборов и заносили их в дневник наблюдений. Метеостанция  использовалась для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений. У детей сформировались  элементарные представления о погоде и ее значении в жизни человека.

Развитие познавательных интересов и познавательных действий ребенка через опытно-экспериментальную и  исследовательскую деятельность осуществлялось с использованием различных технологий, форм и методов, таких как проектная деятельность, акции, экологические минутки, экскурсии, наблюдения, практическая деятельность (труд) в природе, в том числе в огороде, развивающие дидактические игры, продуктивная деятельность, викторины, творческие задания (придумывание экологических сказок и рассказов), участие в конкурсах экологической направленности:  «Огород на подоконнике», районном  интеллектуальном марафоне  среди дошкольных образовательных учреждений.

С целью расширения кругозора старших дошкольников, знакомства с профессиями, связанными с охраной леса, формирования представлений о профессиональных обязанностях работников лесничества, о деятельности работников лесничества по борьбе с лесными пожарами, по восстановлению леса наши воспитанники посетили отдел Таркосалинского  лесничества. Воспитанники нашего ДОУ ежегодно поздравляют его работников с профессиональным праздником. Благодаря многолетнему сотрудничеству работники  лесного  хозяйства содействуют озеленению территории ДОУ. На территории ДОУ высажена «Аллея выпускников», «Алея памяти» (посвященная 70 –ти летней  годовщине со дня Победы), пополнился видовым разнообразием деревьев «Уголок леса», «Птичья столовая», «Лебединое озеро».

    Наш детский сад тесно сотрудничал с Пуровским  районным  историко – краеведческим музеем. Сотрудники музея проводили организованную образовательную деятельность в рамках реализации национально – регионального компонента образовательной программы ДОУ; наши воспитанники во время экскурсий посещали  тематические  выставки в историко – краеведческом музее.

Такие качества как человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах о растениях и животных зимнего сада и живого уголка. Дети  принимали активное участие в уходе за растениями (поливали, протирали листья, рыхлили почву и др.), животными (приносили корм, кормили под наблюдением взрослых). Ранней весной  дети в группах  производили посадку семян разных растений согласно возрастным рекомендациям. А с приходом тепла  высаживали саженцы цветов на клумбы, а рассаду овощей на грядки специально оборудованного огорода. В этом году была приобретена и смонтирована новая теплица, благодаря которой у детей появилась возможность наблюдать за ростом разных  овощей. Дети старались помочь в уходе за растениями: поливали, пропалывали, взрыхляли посадки.  Все это помогало развивать у детей любовь и бережное отношение к растениям, желание о них заботиться.

Продуктом проекта «Турист и велик  и мал, мы дети твои, Ямал!» является ежегодный эколого-туристский слет,  целью которого является формирование экологически ценных установок и необходимых поведенческих умений в природе у детей старшего дошкольного возраста. 

В ходе реализации познавательно-исследовательского проекта «Эколята-дошколята – юные защитники природы» воспитанники подготовительных групп были посвящены «В юных защитников природы - эколят». В результате чего у детей заметно повысился уровень познавательных интересов, появилось желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, расширился  кругозор, сформировались основы экологической культуры и обогатился внутренний мир ребенка через познание природного многообразия  и осознание чувства гордости за свою Родину.

        Организация и проведение экологических праздников таких как, посвящение дошкольников в юных защитников природы «Эколята-дошколята», «Осень золотая», «Зимушка хрустальная», «Встреча весны», «Вороний праздник», «День Земли», «Синичкин день», «Масленица», Незнайка на «Дне  Нептуна» способствовало формированию положительных, эстетических ощущений от любования природой, умения видеть красоту и многообразие природы через заботливое отношение к ней. 

Экологическое воспитание дошкольников было  невозможно без активного участия родительской общественности. Немаловажным являлось  просвещение родителей, которое было  направленно на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это способствовало  сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дало возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время тур-слета,  или акции), а взрослому лучше понять ребенка.

Для решения данных задач в детском саду проводились выставки совместных рисунков,  плакатов, макетов (природные зоны: горы, арктика, тундра, пустыня и т.д.), поделок из бросового и природного материала, фотовыставки на темы «Я и природа», «Наши домашние питомцы», «Как я провел лето».  Привлекали родителей к участию в оформлении и пополнении экологических мини-центров, Эко-лаборатории ДОУ. 

Проведение экологических и природоохранных акций являлось социально-значимым мероприятием. Активное участие родителей в таких акциях, как уборка территории детского сада, изготовление скворечников и кормушек служило положительным примером для детей. Акции «Накорми птиц зимой»,  «Протяни руку лапкам», «Большая помощь маленьким друзьям» способствовало  воспитанию чуткости, доброты, отзывчивости к животному миру и сформировало практические навыки экологически разумного поведения как у детей, так и у взрослых.

Проведение природоохранных акций «Береги природу», «Береги цветы», «Не жги костры в лесу», «Береги лес от пожаров», «Не рубите елочку», «Посади дерево», «Солонцы» помогли привлечь внимание родительской общественности, жителей города к проблемам вырубки деревьев, негативных воздействий лесных пожаров. Участие в муниципальной акции «Чистый город» способствовало воспитанию экологической культуры всех участников образовательных отношений и повышению экологической активности. 

Эти акции служли не только образцом  экологического поведения, но и содействовали пропаганде экологической  идеи «Чистая, зеленая планета – детям».

Интеллектуально-экологическая викторина «Экологическое ассорти» позволило не только вовлекать родителей в образовательный процесс, но и помогло детям закрепить знания о растительном и животном мире родного края, правилах поведения в природе, развило смекалку, сообразительность и эрудицию. 

С целью просвещения родительской общественности в детском саду функционировал семейный клуб «Содружество». Для повышения компетентности  родителей в вопросе поисковой и опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в феврале  была проведена  интерактивная игра «Познавательно-исследовательская деятельность с ребенком дома». Педагоги организовывали  на родительских собраниях мастер-классы, круглые столы, семинары-практикумы по исследовательской деятельности, давали консультации, какие опыты и эксперименты можно проводить с детьми в домашних условиях. Благодаря просветительской работе воспитателей у нас в ДОУ  родители начали составлять  семейные проекты, являлись активными участниками образовательной деятельности, посещали  занятия, готовили необходимый материал для экспериментов и опытов. Сотрудничество с семьями детей по экологическому воспитанию, совместные детско-родительские мероприятия помогли  обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, и внесли необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В ДОУ функционировала творческая группа по познавательному  развитию. В работу данной творческой группы входила разработка и реализация проекта «Эколята-дошколята – юные защитники природы»; проведение экологического праздника в ноябре «Синичкин день», в апреле «День Земли», «Вороний день», с детьми старшего возраста в июле «День Нептуна» и природоохранных и экологических акций; организация и проведение смотра-конкурса в апреле «Огород на подоконнике».

Для решения годовой задачи 2018-2019г. и повышения уровня компетентности педагогов были проведены:

  • анкетирование «Владение исследовательскими умениями педагогов ДОУ»;
  • консультации:

«Учимся видеть проблемы»
 «Учимся задавать вопросы»
«Учимся выдвигать гипотезы»
«Учимся давать определенные понятия»
«Учимся классифицировать»
«Учимся наблюдать»
«Учимся проводить эксперименты»
«Учимся делать выводы»
«Учимся высказывать суждения.»

  • неделя педагогического мастерства: открытые мероприятия  «Эхо», «Как органы человека помогают друг другу», «Помощники солнца», «Железо и дерево»
  • памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

                В ДОУ функционировало методические объединения по младшему и среднему возрасту и по старшему возрасту. Воспитатели на заседаниях методических объединений делились опытом работы по познавательно-исследовательской деятельности, были проведены консультации «Методы  и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников»,  «Особенности организации, содержания и методики руководства наблюдением природы детьми младшего и среднего дошкольного возраста», «Экскурсия, как форма организации умственного воспитания детей», семинар-практикум с педагогами «Детское экспериментирование — ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности».

Подводя итоги работы, хочется отметить, что в нашем детском саду созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры дошкольников. В детском саду есть возможность применять полученные знания, обогащение внутреннего мира ребенка осуществляется через познание природного многообразия  и осознания чувства гордости за свою Родину.

Результаты проведенной работы говорят о том, что технологии, формы и методы, используемые в образовательной деятельности с дошкольниками, поддерживают и развивают интерес к получению новых знаний.  Наш детский сад занял 3 место в IX районном интеллектуальном марафоне «Всезнайка» среди воспитанников старшего дошкольного возраста образовательных учреждений Пуровского района Среди социально-значимых проектов выделяется  инновационный эколого-туристский проект «Турист и велик и мал, мы дети твои, Ямал!». В экологическом районном конкурсе «Живи, елочка» «Скворечник» проводимом  Центром развития туризма г. Тарко-Сале, наши воспитанники стали победителями и  заняли призовые места. Также наши воспитанники участвовали в конкурсах различного уровня по экологическому направлению и заняли призовые места.   

Целенаправленная и систематическая деятельность ДОУ по экологическому воспитанию повысила внимание педагогической и родительской общественности к проблемам охраны окружающей среды и пропаганде экологически-ориентированного образа жизни детей и взрослых.

Деятельность детского сада по экологическому воспитанию размещена на официальном сайте ДОУ в разделе «Новости» http://radugatarko.caduk.ru/p32aa1.html

План работы на 2020 год:

  • продолжать работу по экологизации образовательной  деятельности в рамках преемственности начальной школы и дошкольного образовательного учреждения;
  • продолжать повышать уровень экологической культуры всех участников образовательных отношений;
  • продолжать сотрудничество с социальными институтами города: Дом детского творчества, Центр развития туризма, Детская библиотека, Краеведческий музей,  Отдел Таркосалинского  лесничества

Перспектива развития экологического воспитания в ДОУ:

  • сохранение престижа экологизации в глазах общественности, построение взаимодействия с социальными институтами города и налаживание сотрудничества с семьями воспитанников;
  • выявление, обобщение и распространение лучшего опыта педагогической работы с детьми дошкольного возраста, используя средства массовой информации, проведение семинаров, «круглых столов» и другие массовые экологические мероприятия.

Таким образом, формирование экологической культуры дошкольников и экологически-ориентированного образа жизни всех участников образовательных отношений будет способствовать решению проблемы сохранения природы, ее животного и растительного мира. Свой отчет хочется закончить словами А.Н. Сладкова «Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить».  

 

 

Категория: Обобщение опыта работы | Добавил: azaliyanabiullina
Просмотров: 145 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar